Общие положения
Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры; к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственному труду; совершенствованию умений и навыков учебно-исследовательской, изобретательской опытно — экспериментальной работы.
Деятельность НОУ осуществляется на основе Положения.
Непосредственное руководство НОУ осуществляет заместитель директора по научной работе.
Научно-исследовательская деятельность учащихся — это:
Личностно-ориентированная технология |
· Выявление и обогащение “субъектного опыта” · Свобода выбора, самоопределения · Обучение способам деятельности · Ориентация на личностный рост, форм, ценностных ориентиров · Самореализация |
Стратегия обучения одарённых детей |
· Углубление · Творческие способности · Сфера достижений · Условия для “рождения детей”, личностных открытий · Индивидуализация обучения · Уровень обобщения, абстрактное мышление |
Технология индивидуализации |
· Наставничество, индивидуальное ведение ученика · Содержание в соответствии с потребностями ребёнка · Содержание в соответствии с уровнем развития · Ситуация успеха · Реализация специальных способностей · Педагогическая поддержка |
Цели и задачи НОУ
1. Содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний.
2. Развивать у школьников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности в процессе учебной и исследовательской деятельности.
3. Знакомить школьников с методиками и приемами научного поиска.
4. Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу.
5. Способствовать овладению учащихся искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами.
6. Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
Технология исследовательской деятельности
I – Исследовательское обучение на уроке |
1. Предмет исследования 2. Цели и задачи исследования, гипотеза, проблема 3. Поисковая деятельность 4. Систематизация материала 5. Выводы и обобщения |
II – Разработка тем |
|
III – Выбор тем. Организация деятельности |
|
IV – Консультация |
|
V – Индивидуальная работа |
1. Работа с литературой. Выписки 2. Поисковая деятельность 3. Составление картотеки 4. Анализ и систематизация материала |
VI – Описание итогов |
1. Вступление. Цели и задачи 2. Аннотирование литературы 3. Описание собственного исследования 4. Творческая обработка, структурирование и моделирование информации 5. Коррекция 6. Оформление |
VII – Самореализация |
Содержание и формы работы НОУ
- Составление программ, разработка проектов и тем исследований.
- Удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих их проблем.
- Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках.
- Проведение лекций, докладов, сообщений, творческих отчетов.
- Встречи с учеными, сотрудниками ВУЗов.
- Совместные заседания школьных и студенческих секций научных обществ.
- Подготовка творческих работ и публикаций в сборниках.
Структура научного общества учащихся лицея “Интеллектуалы XXI века”
Общее собрание НОУ |
||
Руководитель НОУ |
||
Руководитель НОУ |
||
Руководитель секции |
Руководитель секции |
Руководитель секции |
Естественно-научная секция |
Физико-математическая секция |
Гуманитарная секция |
Тьюторские группы |
Структура и организация НОУ
НОУ включает в себя творческие группы учащихся, объединенных в секции по различным областям знаний.
Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которое проводится раз в год для подведения итогов за отчетный период, определение задач на новый учебный год, утверждение планов, выборов Совета общества, принятия документов и решений, определяющих деятельность НОУ.
В период между собраниями деятельностью НОУ руководит Совет общества, избираемый общим собранием на один год. Из своего состава совет выбирает председателя НОУ и секретаря.
Занятия членов НОУ проводятся по необходимости коллективно или индивидуально под руководством научного руководителя не реже одного раза в месяц.
Организация научно-исследовательской деятельности лицея-интерната
НПК при ОГУ “Горизонты науки и образования 21 века” Городская НПК “Интеллектуалы 21 века” |
Национальная образовательная программа “Интеллектуально-творческий потенциал России” |
Национальный образовательный проект “Покори Воробьёвы горы” |
Конкурс исследовательских работ учащихся и студентов Оренбуржья |
Лицей-интернат |
Всероссийские, областные, районные (городские), лицейские олимпиады |
Городской экологический фестиваль “Виртуальный мир” |
Турнир юных математиков при ОГПУ |
Всероссийские конкурсы “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, Турнир им. Ломоносова |
Участники НОУ
Членами НОУ являются учащиеся лицея, изъявившие желание активно участвовать в работе секций общества.
Учащиеся-исполнители ученической исследовательской работы имеют право:
— выбрать тему в соответствии со своими интересами;
— использовать для выполнения исследования материально-техническую и информационно-справочную базу образовательного учреждения;
— получать регулярную методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов ученической исследовательской работы;
— представлять результаты выполнения ученической исследовательской работы для получения зачета или оценки по соответствующему предмету, а также представлять к защите исследовательскую работу на итоговой аттестации в выпускных классах.
К обязанностям исполнителей ученической исследовательской работы относятся:
— выполнение исследования в соответствии с требованиями, утвержденными в обществе учащихся;
— соблюдение графика в соответствии с рабочей программой исследования;
— соблюдение полной сохранности бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов ОУ, а также вспомогательных учреждений (библиотек, музеев, архивов и т.п.).
За активную деятельность в НОУ и выполнение конкретных работ старшеклассники награждаются грамотами, дипломами, призами.
Сотрудничество лицея-интерната в научно-исследовательской деятельности